Масляная краска

Специфики и недостатки олифы

Олифа – это пленкообразующая жидкость, которая состоит из осадков растительного масла (льняного, конопляного, подсолнечного, тутового и т.д.), которое обработано особым образом (перегреванием или окислением). А растворители и сиккативы в составе роднят ее с красками на масляной основе, лаками, грунтовочными смесями и шпаклевками. Иначе говоря олифа как облицовочная смесь может применяться в качестве любого смазочного или окрашивающего сырья.

Олифа считается как красящим там и пропитывающим средством

В годы советского союза краска на масляной основе на олифовой основе была едва ли не единственным простым средством покраски поверхностей. Ее наносили практически на все: пол, стены, потолок, двери, окна и даже мебель. Снимая обветшавшие обои слой за слоем, старую плитку в ванной или износившийся линолеум скорее всего можно натолкнуться на проолифленную поверхность. Раньше без нее не обходился ни один ремонт.

С возникновением на полках магазинов строительных материалов новых лакокрасочных смесей, олифу начали применять лишь в шпаклевочных целях, чтобы дать структуре с порами материала цельность и обезопасить от проявления влаги. За счёт вязкого состава олифа владеет замечательной наполняемостью, что существенно уменьшает ее расход. Еще одна область ее использования – покраска поверхностей из металла и потолков и стен в служебных помещениях (туалете, раздевалке, на производственной кухонной комнате), в которых есть вытяжки. Более того, ею загрунтовуют поверхности из бетона и оновляют древесину во внешних работах.

При всех собственных преимуществах олифа имеет ряд значительных минусов, о которых прекрасно ознакомленны те, кто хотя бы раз пытались без подготовительной обработки нанести на нее другое лакокрасочное вещество. Среди очевидных минусов необходимо выделить:

  • невысокую сцепку (сцепляемость) по сравнению с другими средствам покраски, благодаря этому даже очень дорогая краска через быстрое время «слезет»;
  • крепкий аромат, который ни в процессе, ни после него никогда до конца не улетучивается и в помещении закрытого типа создается спертая, малоприятная обстановка;
  • медлительное высыхание, от пары часов до пары недель все зависит от вида и состава (быстрее всех – настоящая, а длительнее — искусственная);
  • пожаро- и взрывоопасность, из-за причины наличия в составе быстровоспламеняющихся растворителей;
  • замешательство использования, так как работать с ней необходимо только в теплом помещении (более 20 градусов), заблаговременно прогрев смесь;
  • недолговечность.

Покрывать краской не дорогой олифой не рекомендуется, она содержит ряд негативных качеств

Следует отметить, что все перечисленные выше негативные факторы в основном характерны плохой, дешевой олифе. Прекрасное покрытие владеет ими только частично.

Кажется, просто нереально снова окрасить пропитанную олифой поверхность. Но ситуация не так плачевна, какой видится с первого взгляда. Основное – правильно выбрать инструменты и краску.

Как рассчитать расход масляной краски для наружных и внутренних работ?

Для определения объема ЛКМ, необходимого для предстоящей работы, сначала высчитывают площадь окрашиваемой поверхности. Расход считается по формуле: (укрывистость:сухой остаток)х100.

Укрывистость – это способность красящего состава закрасить цвет основания при однослойном нанесении. Сухой остаток – вещества, остающиеся после высыхания. Он показывает, сколько в краске пигмента и растворителя. Эти характеристики указываются на банке.

Предположим, что площадь стены – 10 кв. м. Укрывистость краски – 120 г/кв. м, а сухой остаток – 60%. Расход составит: (120:60)х100х10=2 кг.

2 кг – масса краски, но как узнать объем, ведь на банках указаны литры? Здесь учитывают плотность материала. Если она составляет 1,4 г/куб. см, то для расчета количества банок нужно массу разделить на плотность. Получается приблизительно банка объемом 1,5 литра.

Данный расчет весьма условен. На расход краски влияет множество параметров:

  • При сухой погоде для наружной отделки потребуется меньшее количество краски, чем для внутренней. При высокой влажности, наоборот, расход может оказаться в 2 раза больше, чем при отделке внутренних помещений.
  • Нужный объем зависит от окрашиваемой поверхности. Например, при покраске дерева может понадобиться в 2 раза больше материала, чем при покраске металла, потому что дерево более пористое и впитывает краску.
  • Если нужно перекрыть яркую расцветку окрашиваемой поверхности, то расход будет выше, чем если бы пришлось красить просто черный металл.
  • Инструмент тоже влияет на расход. Так, валиком красить намного экономнее, чем кисточкой.

Состав и приготовление

Масляные краски – это составы, которые изготовляют из следующих компонентов:

  • пигментов – тонкомолотых порошков минерального происхождения, придающих материалу нужный цвет;
  • связующей основы, образующей на окрашиваемой поверхности пленку;
  • сиккативов – специальных добавок, предназначенных для сокращения времени высыхания и твердения.

Получают продукт путем тщательного растирания пигментов с олифой в специальных краскотерках. Производители выпускают масляные краски двух видов:

  • Готовые к употреблению. Они представляют собой жидкую массу, которую сразу используют для малярных работ.
  • Густотертые в виде пасты, содержащие минимальное количество олифы. Они требуют разведения олифой до нужной консистенции непосредственно перед покраской.

Из чего делают масляные краски?

Само название красок говорит об их составе – в той или иной мере в них присутствует масло или маслянистая субстанция. Действительно, масляные ЛКМ представляют собой суспензию из пигментов в растительных маслах или олифе.

Олифа, составляющая основу масляной краски, – это пленкообразующее вещество на основе алкидных смол или растительных масел, которые подверглись термической обработке. В переводе с греческого само название означает «масло», когда-то олифу называли вареным маслом. Более дешевый вариант – композиционная олифа из синтетических заменителей и продуктов нефтепереработки.

Второй элемент масляных красок – пигмент:

  • белый – цинковые, титановые, свинцовые белила;
  • черный – сажа, графит;
  • серый – цинковая, латунная, бронзовая, алюминиевая пудра;
  • красно-желтый и коричневый – оксид железа;
  • для получения синего, зеленого, фиолетового используется кобальт.

Кроме олифы и пигмента, масляные лакокрасочные материалы содержат вспомогательные компоненты. Обычно это вещества, способствующие быстрому высыханию, – соли кобальта, марганца, свинца.

Как понять, что выбранная масляная краска — плохая

Когда художник открывает емкость с краской, он может обнаружить необычную консистенцию – излишне жидкую, текучесть будет повышенная и пастозность высока. Это признаки испорченного продукта.

Испорченное средство будет ложиться на полотно неровным слоем. И ранее растрескивание слоев будет сигналить о порче краски, и необходимости ее заменить.

Испорченное средство будет ложиться на полотно неровным слоем.

Краски масло могут применяться для создания картин на века. Именно они использовались для создания шедевров живописи

Выбору средства стоит уделить внимание, чтобы наносить его было легче, и рисунок получился таким, как и планировалось

Цветовая палитра

Выбирая различные цветовые оттенки, нужно учитывать, что палитра масляных красок в сегменте реставрационных и лакокрасочных работ гораздо уже, чем в художественной сфере.

Для покраски стен дома, уличного забора или беседки, как правило, используются традиционные тона и названия цветов: синий, красный, белый, зеленый, бежевый и т.д. При желании оттенки можно смешивать, но только путем перемешивания самих составов с различными колерами, которые позволяют создавать необычные цвета.

Предлагаемая палитра для масляных красок, используемых в живописи, намного богаче и шире. Линейки профессиональных материалов насчитывают более ста различных видов и оттенков, позволяющих создавать уникальные произведения искусства.

Применение и состав

Сфера применения масляных красок довольно широка: их используют для отделки фасадов, ограждений, декоративных элементов, предметов интерьера, а также для защиты металлического оборудования от коррозии. Они отлично подходят к бетонным, деревянным, кирпичным и металлическим поверхностям, хорошо ложатся на штукатурку. Выбор краски для наружных или внутренних работ прямо зависит от компонентов, содержащихся в составе.

Особенности масляных красок

Основной состав масляных красок стандартен – это олифа и красящие пигменты. Раньше олифа использовалась только натуральная, но современные производители предпочитают синтетические составы, которые быстрее сохнут. Иногда натуральные и синтетические компоненты смешивают, чтобы придать определенные характеристики готовой краске.

По соотношению этих компонентов выделяют следующие виды олифы:

  • алкидные;
  • пентафталевые;
  • оксоль;
  • комбинированные;
  • натуральные.

В качестве пигментов используется охра, двуокись титана, сурик, цинк и свинец, а также другие вещества с окрашивающими свойствами.

Краска масляная «Охра светлая», «Охра золотистая» и «Сиена натуральная»

Краска масляная «сурик железный»

Дополнительно в состав вводят разные наполнители, которые повышают водостойкость краски, придают блеск, ускоряют время высыхания – соли кобальта и марганца, тальк, барит, слюда, каолин.

В продажу масляные краски поступают двух видов – густотертые и жидкие. Первый вид представляет собой пастообразную массу, которую перед применением необходимо развести олифой до нужной густоты.

ГОСТ 8292-85. Краски масляные цветные густотертые

Второй вид – это полностью готовый к использованию состав, который достаточно лишь перемешать до однородности. При хранении пигменты оседают на дно, и, открывая банку, можно увидеть толстый слой масла сверху. Если краска слишком густая, допускается ее разведение скипидаром либо уайт-спиритом, но не более 5% от общей массы.

Уайт-Спирит

Окраска масляной краской: чем отличается от других

Главное отличие ремонтных работ с масляным составом – это стойкий запах. Интоксикация организма при пренебрежении правил безопасности может быть сильной, потребуется госпитализация. Однако стоит помнить, что первые признаки распознать крайне сложно, головная боль, тошнота и рвота – это уже осложнения отравления химикатами

Также важно помнить о том, что масляная краска со временем выгорает, шелушится и горит

Поэтому при выборе материала для окрашивания стен стоит обратить внимание на доступность света, удаленность от горячих бытовых предметов. При постоянном тепловом контакте краска будет лопаться, шелушиться и отпадать от стены

Сегодня масляная краска для покраски стен или потолка применяется крайне редко. Чаще такой состав используют для работ на улице или для окрашивания полов. В любом случае стоит придерживаться правил безопасности: проветривать помещение и использовать респираторы.

Основы и грунты

Для работы с маслом художники, как правило, используют холсты. А самый распространенный материал холста — лён. Льняной холст имеет интересную фактуру, благодаря чему картины написанные на нем приобретают некую «живость». Лен достаточно прочный материал, с высоким коэффициентом истираемости, что придает картине защиту от воздействия температур, влажности и различных деформаций.

Для особо крупных картин есть смысл использовать льняной холст с двойным переплетением, который еще тверже, прочнее и надёжнее, т.к. меньше подвержен усадке.

Холсты отличаются зернистостью. Для аккуратной и детальной живописи (например, портретной) подойдёт мелкозернистый льняной холст. Среднезернистый холст — универсален, и отлично подойдет новичкам. Крупнозернистый холст, в отличие от первых двух, без проблем выдержит пастозную живопись (крупные мазки).

Обратите внимание:

  • Картина дольше сохранится на льняном холсте, изготовленном из длинных волокон, так как они имеют более ровную нить по толщине;
  • Срок жизни картины выполненой на холсте из отходов первичной обработки льна значительно меньше. На такой ткани можно заметить утолщения, утоньшения, или всякого рода неровности (бугорки, узелки, бородавки), которые, вдобавок, придется срезать лезвием, чтобы убрать дефекты.

Второй по популярности материал холста для масла — хлопчатобумажная ткань. Главное ее достоинство в том, что нить хлопчатника значительно ровнее и тоньше, что нравится некоторым художникам. Но есть и недостатки: он может гнить, расширяться, сжиматься и в последующем пускать волны вдоль границ холста. Подходит в основном для начинающих, и стоит значительно дешевле.

Для энергичного и пастозного нанесения красок подойдёт основа из мешковины, желательно не слишком разреженной. На ней можно писать отличные крупноформатные этюды, так как выраженная рельефная фактура это позволяет. Делаются волокна из конопли. Имеет ярко выраженную фактуру и требует хорошей грунтовки, а также нежного обращения, так как пряжа хрупкая.

Иногда для работы с маслом используют полиэстер. Считается что он гораздо превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к раздражению масляных красок, к тому же у него полностью отсутствует фактура, что делает материал совершенно гладким. Но данный эффект подходит далеко не всем картинам.

Выбирая холст имейте ввиду, слишком белые холсты могут становиться менее прочными, из-за отбеливающих химических средств. Не берите холсты с торчащими нитями и узлами, нити должны быть идеально ровными как по ширине, так и по длине.

Сфера использования масляных красок

Этот вид краски подходит для практически всех поверхностей. Ею можно обрабатывать металлические конструкции, кирпичные, бетонные или каменные стены. Ну и, естественно, идеальным покрытием будет оштукатуренная стена. Рекомендуется использовать лакокрасочное изделие снаружи, так как они токсичны. Если же нужно покрасить стены внутри здания, то используйте другой вид краски или же наносите его в ограниченном количестве.

Кроме того, что составы довольно токсичны, аллергены и канцерогенны, они имеют еще одно нежелательное свойство

Для жилого помещения оно очень важно. О чем идет речь? О паропроницаемости

У масляной краски она отсутствует. Стены, покрыты масляной краской, не дышат. Создать благоприятный микроклимат в помещении не получится, так как состав не поддерживает естественную влажность.

Обратите внимание!
Использовать масляные краски внутри рационально в том случае, когда способность пропускать пар не нужна. Например, это могут быть ванные комнаты, подвалы, открытые балконы, кухни и т

д.

Не рекомендуется использование краски для отделки спальни, гостиной комнаты, детской, застекленной лоджии. Если раньше это делали, так как не существовало другого варианта как такового, то в наши дни вы можете приобрести составы, которые не имеют токсинов и экологически чистые. И речь идет даже не о запахе, так как есть материалы и без него. Внутри покрытия остается растворитель, который поступает внутрь. Это может привести к отравлению.

Совет
! Работать с масляной краской внутри нужно особо внимательно, с использованием очков, респиратора и защитной одежды

Кроме того, все двери и окна важно оставить открытыми для поступления чистого воздуха

Сейчас материал особо часто используется для обработки черного металла. Например, спортивные снаряды, газовые и водопроводные трубы, части инфраструктуры города. А также ее применяют для обработки дерева: лавочки, беседки, окна, двери, подоконники.

Правила использования

Для творчества понадобятся краски, холст, кисти и палитра для смешивания цветов. Можно приобрести уже натянутый загрунтованный холст. Некоторые художники пишут на бумаге, однако такая основа быстро впитывает влажный краситель, поэтому должна быть плотной. Также рекомендуется предварительно грунтовать бумажную основу клеем или специальным грунтом.

Все необходимое следует держать в подготовленном для хранения месте.

Как рисовать маслом

Техника у каждого художника своя.

Можно выделить 2 направления, как рисовать масляными красками:

  1. Многослойное наложение. Отличается сложностью, необходимостью большого количества материала. Требуется аккуратность и терпение, чтобы избежать образования неравномерных по матовости участков.
  2. Наложение в 1 слой. Техника используется чаще первой, т.к. расход материала в данном случае меньше. Нужно учитывать нюанс – после высыхания единственного слоя могут образоваться трещины. По этой причине опытные художники после полного высыхания наносят второй слой.

Занятие живописью требует подготовки правильного освещения.

Поэтапное написание картины:

Чертится контур будущей экспозиции на холсте. Используется уголь, т.к. в случае ошибки он легко стирается лоскутом ткани.
Написание картины начинается с прорисовки наиболее ярких элементов. Выделяются самые темные и самые светлые фрагменты композиции. Необходимые тона, тени получают путем постоянного смешивания оттенков.
После завершения работы над наброском переходят к прорисовке деталей

Постепенно задействуется весь холст, нельзя заострять внимание лишь на одном фрагменте.
Поправки можно вносить на протяжении 3 дней, в течение этого срока происходит полное застывание. Даже после снятия неудавшегося участка шпателем и нанесения нового слоя экспозиция останется прочной.

Нужно ли разбавлять

Для создания рельефных многослойных экспозиций допустимо работать с неразбавленными составами. Техника наложения может требовать использования густого пигмента.

Для живописи в других направлениях необходимо нанесение легких, иногда прозрачных, мазков. Для смягчения структуры состава добавляется растворитель. За счет разбавления можно придать блеска, прозрачности слоям на холсте, а также продлить или сократить срок высыхания экспозиции.

Другая причина использования растворителей: из-за густой консистенции составы становятся плотными, возникает необходимость их разбавлять.

Что используют в качестве растворителя

Связующим звеном пигмента является масло, поэтому для разведения используются специальные составы на масляной основе.

Виды разбавителей:

  1. Льняное масло. Не имеет запаха, безопасно для здоровья. Сохраняет яркость, густоту красок, не требует большого расхода. Средство придает матовость после высыхания, снижает прочность слоя.
  2. Лаки на масляной основе с разбавленной смолой (пихтовый, мастичный, даммарный). Придают плотность, повышая прочность крепления на холсте. Усиливают цвет, глянцевый блеск. Уменьшают время высыхания, однако краска теряет фактурность. Используется для написания миниатюр, закрепления нижнего слоя с целью нанесения последующего (лессировка).
  3. “Двойник”. Состоит из масляной основы и лака. Средство загущает краску, улучшает смешивание, увеличивает период высыхания. Подчеркивает яркость, глубину цвета. Поверхность мазков сохраняет блеск и равномерно отражает свет.
  4. “Тройник”. Содержит масло, лак и разбавитель (чаще используется пинен). Повышает эффективность работы: сгущает мазки, улучшает смешивание, повышает прочность, сохраняет блеск. Также увеличивает время высыхания слоя.
  5. Пинен. Прозрачный разбавитель на основе скипидара, не имеет запаха. Средство не вызывает пожелтения красок, придает слою прозрачность и легкость, ускоряет высыхание. Однако художники не пользуются пиненом в качестве единственного разбавителя при написании всей картины, в противном случае слои обретут матовость, потеряют прочность.
  6. “Уайт-спирит”. Недостатком растворителя является резкий запах. Средство используется для чистки кисточек и палитры, обезжиривания холста. При разбавлении краски быстро испаряется, придавая мазкам тонкость, однако нарушает структуру красителя, делая слой матовым, недолговечным.

При ограниченных сроках работы возникает вопрос, как быстро высушить картину. В таких случаях используются лаки и разбавители, ускоряющие высыхание. В зависимости от техники и желаемого результата применяются различные сочетания средств.

Ингредиенты, входящие в состав

Перед тем как использовать масляные красители желательно ознакомиться с их ингредиентами. В состав масляных красок входят два основных компонента:

  1. Пигмент — красящее вещество, создаваемое из тонко размолотой минеральной муки, которая придаёт краске определённый цвет и свойства. Пигмент нерастворим в воде, масле и бытовых растворителях. При долгом простое красящее вещество опускается на дно ёмкости. По этой причине перед началом работы жидкость в ёмкости требуется тщательно взболтать и перемешать.
  2. Олифа — плёнкообразующее вещество, создаваемое на основе растительных масел или алкидных смол, подвергнутых термообработке. Алкидные олифы изготавливаются из смол, модифицированных маслами. Натуральная олифа является более дорогостоящим материалом, что влияет и на стоимость конечного продукта.

Процесс работы с масляными красками

Перед тем как приступить к процессу окраски стен масляной краской, следует узнать некоторые тонкости:

  1. На строительном рынке продаются краски 2 видов: жидкотертые и густотертые. Жидкотертые представляют собой составы, полностью готовые к применению, а вот густотертые перед нанесением необходимо разбавлять олифой. Если вместо олифы использовать скипидар, то обработанная поверхность будет не глянцевой, а матовой.
  2. Чтоб краска сохла быстрее, в ее состав добавляют специальные вещества – сиккативы, при этом количество их не должно превышать 4% от общего объема материала. В составы светлого оттенка принято добавлять только светлые сиккативы, а для выполнения финишного слоя покрытия сиккативы вообще не нужны.
  3. Получить поверхность с матовой текстурой можно путем добавления в краску хозяйственного мыла. Его предварительно нужно натереть на терке и залить водой, потом нагреть на плите и дождаться полного растворения фрагментов. В горячий мыльный раствор постепенно вводят краску, постоянно помешивая ингредиенты. На 3 кг краски, как правило, используют 1 кусок мыла.

Процесс окраски состоит из таких этапов:

  1. Первым делом нужно подготовить поверхность. Если она ранее была окрашена масляной краской, то удалить старое покрытие можно при помощи жесткой металлической щетки. Если прежняя краска держится достаточно хорошо, то проще использовать растворитель или специальную пасту.
  2. Поверхность, которая раньше была вскрыта лаком, также следует очистить от его остатков. Для этих целей готовят смесь из нашатырного спирта и мела. Полученную пасту наносят на лакированное покрытие и через некоторое время протирают тканью. Вододисперсионную краску смыть проще всего, для этого ее нужно намочить теплой водой и соскрести шпателем.
  3. Когда старое покрытие будет счищено, поверхность оштукатуренных стен нужно обработать олифой. Для создания стойкой и качественной облицовки на стены наносят слой грунтовки, состоящий из густотертой масляной краски и олифы. На 100 г олифы должно приходиться от 0,6 до 1,2 кг краски.
  4. Перед окрашиванием стен щели и неровности заделывают масляными или полумасляными шпаклевками. Полумасляный состав готовится по такому рецепту: 20 г жидкого мыла разводят в 200 г горячего животного клея, а затем, помешивая ингредиенты, вливают 1 кг олифы, 250 г скипидара и 50 г сиккатива. Для того чтоб получить состав нужной консистенции, в шпатлевку добавляют мел. Полученным средством выравнивают поверхность, а после высыхания шпатлевки стену тщательно шлифуют.
  5. Подготовленную поверхность покрывают масляной краской. Открыв банку, нужно снять с поверхности образовавшуюся пленку, а саму краску хорошенько размешать. Затем можно окрасить небольшой фрагмент стены, чтоб посмотреть, каким в итоге получится конечный результат. В процессе работы кисточку погружают в краску не полностью, а только на 1/3 длины ворса – так на окрашиваемом объекте не останется потеков. Работая кистью, нужно стараться держать ее под углом 90° к поверхности, нанося состав широкими мазками. Краску вначале растирают горизонтальными, а потом вертикальными движениями.
  6. Наносить красящий состав нужно тонким слоем, а перед тем, как красить стену второй раз, следует дать поверхности полностью просохнуть. Если положить второй слой краски по непросохшему первому слою, покрытие будет некрасивым и недолговечным.
  7. Если вы хотите получить очень гладкую стену, тогда выполните первый слой при помощи грунтовочного состава, оставьте его до полного высыхания и отшлифуйте мелкой наждачкой. В качестве последнего слоя покрытия используйте масляную эмаль.
  8. Чтоб белая масляная краска надолго сохранила свой цвет, наносите ее поверх бесцветного лака.
  9. Окрашенная по всем правилам поверхность не требует перекраски в течение 6-7 лет.

Заключение

Несмотря на недостатки и конкуренцию, масляная краска стен и потолков все дальше выпускается и используется. В своей сфере масляные изделия довольно хороши и годны для использования. Если правильно использовать минусы материала, то их можно компенсировать. А для того чтобы увидеть, как можно выполнить покраску поверхности при помощи масляных составов, предлагаем вам посмотреть видео:

Покраска стен масляной краской – неплохой способ защитить и украсить поверхность, однако, в последнее время этот материал все чаще называют устаревшим и слишком вредным, интересуясь, как покрасить стены водоэмульсионной краской по масляной.

Мы постараемся ответить на эти вопросы и рассказать об этом материале максимум, а также показать, как он правильно наносится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector