Готический стиль в архитектуре

Содержание:

Монтаж фальш фасада

Для того чтобы придать зданию колорит готики, необходимо оформить фасад в соответствующем стиле. Перед началом работ рекомендуется внимательно рассмотреть фото готических соборов и замков, выбрать подходящие для конкретного здания элементы декора.

Для готики характерны серые мрачноватые тона. Поэтому подойдут фасадные панели, имитирующие кладку из натурального камня.

Фасадные панели vinyTherm

Vinylit фасадные облицовочные панели с натуральной каменной крошкой

Можно установить полиуретановые фальш колонны и арки, которые создадут впечатление массивных проемов и сводов, характерных для готического архитектурного стиля. Но следует учесть, что пенополиуретан – материал белого или иного светлого цвета. Все они несвойственны для готики. Поэтому колонны и арки нужно будет покрасить в серый или другой выбранный цвет.

Вершины колонн готического английского собора

Оформление фасада фальш колоннами

При выборе пенополиуретановых элементов декора нужно учесть, что большинство предлагаемых производителями фальш колонн имеют ажурное обрамление. Эти элементы декора подойдут для оформления фасада в стиле барокко. Для готики характерны простота и лаконичность линий. Поэтому нужно выбирать те элементы, которые имеют как можно меньше вычурных завитков.

Лепной декор из полиуретана

Весь комплекс работ можно разделить на три этапа:

  • подготовка фасада;
  • монтаж элементов декора;
  • окрашивание пенополиуретана.

Подготовительный этап

Прежде всего нужно произвести визуальный осмотр стен и убедиться в том, что они не требуют косметического ремонта. Если ситуация обратная, приступают к подготовке фасада.

Шаг 1. Удаляют со стен старый отделочный слой.

Шаг 2. Если есть трещины, вычищают их, одновременно удаляя все слабодержащиеся частицы.

Удаление старого покрытия

Шаг 3. Обеспыливают поверхность с помощью ветоши или пылесоса.

Шаг 4. Грунтуют стены на 1-2 слоя, используя специальные составы для обработки фасадов.

Грунтование

Шаг 5. Заделывают трещины с помощью цементно-песчаного раствора, приготовленного в пропорции 3:1 (одна часть цемента марки не ниже М400 и 1 часть карьерного песка).

Заделываем трещины

Шаг 6. В тех местах, где это необходимо, наносят слой штукатурки и выравнивают его. После чего выполняют затирку оштукатуренной поверхности с помощью специального инструмента: терки. Такой подход обеспечит гладкость стен.

Ранняя готика в Нормандии

Эксперименты с готическими элементами также проводились в Нормандии в конце XI и XII веках. В 1098 году аббатству Лессей была предоставлена ​​ранняя версия хора с заостренным ребристым сводом . Церковь Сен-Пьер-де-Лизье , построенная в 1170-х годах, отличалась более современными четырехчастными ребристыми сводами и аркбутанами. Другие эксперименты с готическими ребристыми сводами и другими элементами проводились в Кане , в церквях двух больших церквей королевских аббатств, аббатства Сент-Этьен, Кана и аббатства Сент-Трините, Кан , но они остались в основном нормандскими романскими церквями. .

Руанский собор имел примечательные черты ранней готики, добавленные после того, как в 1185 году архиепископ Готье де Кутанс перестроил интерьер из романского в готический . Новому готическому нефу было придано четыре уровня, а у более позднего хора — три новых, модных.

Готический интерьер – незыблемость камня

Обязательное сочетание дерева, цветного стекла и камня не обязывает жить в полумраке. Цветовая гамма – благородная: темное золото и серебро, черный, коричневый, охровый, желтый, белый, пурпурный, синий, фиолетовый. Контраст обязателен, пестрота недопустима.

  1. Желательная для готических интерьеров древесина – дуб, орех, ель, сосна, лиственница, можжевельник, кедр.
  2. Напольное покрытие – из состаренного камня либо искусственной имитации, возможны лакированные деревянные доски с красивой фактурой.
  3. Каминный зал облицовывается натуральным или искусственным камнем, можно – со вставками из покрытого резьбой дерева.
  4. Потолок в холе выполняется из камня, варианты для других помещений – искусственный камень, роспись, деревянные балки на фоне побелки, в спальне – элементы позолоченной лепнины.

Излишне напоминать о желательности витражей, оформляя интерьер в готическом стиле. Аксессуары – восточные покрывала, стеклянные и керамические сосуды с длинными горлышками и витиеватыми ручками.

Готический стиль: возвышенная мистика

Готический стиль в интерьере и архитектуре зародился еще в Средние века, но и на сегодняшний день он не утратил своей популярности. Загадочная привлекательность готики вызывает стойкую ассоциацию с таинственной мистикой. Не удивительно, что именно благородный готический стиль чаще всего применялся для оформления самых величественных замков и архитектурных шедевров.

Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам.

Цвета готики

Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли. Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного. Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый. Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готикаИнтерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

Собор в Эксетере. Украшенная готикаИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

 — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Собор Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

  — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские

Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней

Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

Крыши с куполами

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:


контрфорс
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;


аркбутан
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;


пинакль
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;


нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.


Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды
готического собора:


масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.


Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).



Трифорий
  —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы
,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы
 от
среднего.


__________________________________________________________________________________________

Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор
Парижской Богоматери в Париже:

В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Признаки готического стиля

Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.

Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля

Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:

насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;

Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева

  • большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
  • преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;

Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра

камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;

Камин с кельтскими узорами в готической гостиной

  • каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
  • шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;

Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле

крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.

Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле

Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.

Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение

Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»

Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.

Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель

Университетская готика

Готический стиль был принят в конце 13-15 веков в ранних английских университетских зданиях, отчасти из-за тесной связи между университетами и церковью. Самым старым существующим примером университетской готики в Англии, вероятно, является Mob Quad в Мертон-колледже в Оксфорде , построенный между 1288 и 1378 годами. В колледже Баллиол в Оксфорде есть образцы готической работы в северном и западном диапазонах переднего четырехугольника, датированные 1431 годом; особенно в средневековом зале на западной стороне (ныне «новая библиотека») и в «старой библиотеке» на первом этаже, на северной стороне. Архитектура в Баллиоле часто была заимствована из замковой архитектуры с зубчатыми стенами, а не из церковных моделей. Часовня Королевского колледжа в Кембридже также использовала еще одну отличительную черту перпендикулярной готики — четырехцентровую арку .

Кухня в готическом стиле

Готический стиль как художественный, архитектурный стиль зародился в 12 веке на севере Франции. Затем с 13 по 16 века готика распространилась по всей Европе. Название Готика происходит от названия германского племени раннего средневековья готов. Изначально готический стиль распространялся на архитектурные здания и сооружения, и только потом в готическом стиле стали оформлять интерьеры. Особенно проявился архитектурный готический стиль в постройке соборов, храмов, монастырей. Здания в готическом стиле выглядят величественно, с характерными для данного стиля узкими, устремлёнными вверх башнями и колоннами, арками с заострёнными верхушками, многочисленными резными деталями на фасадах и стрельчатыми окнами с витражами.

Особенности готического стиля

Интерьер в готическом стиле это интерьер, созданный в духе средневековья, с характерным дизайном, декором и особенностями, своими отличительными чертами и элементами. Особенностями готического стиля в интерьере кухни являются устремлённые вверх элементы, подчёркнутая вертикальность конструкций и деталей, зрительное создание воздушной, лёгкой обстановки в помещении, мистические, нереальные формы. Непременными атрибутами готического стиля в интерьере, в том числе и на кухне являются своды сложной, стрельчатой формы, большие окна и цветные витражи.

кухня в готическом стиле

Оформление помещения в готическом стиле это в первую очередь попытка создания подобия средневекового замка, величественного, мистического, загадочного и изящного. В обычной квартире создать интерьер в готическом стиле будет сложно. Готический стиль больше подойдёт для загородного дома или просторного помещения с высокими потолками, большими окнами, возвышающимися колоннами, арочными перекрытиями и устремлёнными вверх винтовыми лестницами.

Если размеры кухонного помещения не совсем подходят для оформления общего дизайна в готическом стиле, то на кухне можно использовать элементы готики.

Готический стиль в интерьере кухни приветствует такие натуральные материалы, как древесина классических пород — ель, дуб, орех, природный и натуральный камень, натуральная кожа, железные и бронзовые детали и элементы.

Пол в готическом стиле

Пол на кухне в готическом стиле можно выложить керамической плиткой, паркетом или фактурной массивной доской тёмного цвета. Если предпочтение отдано плитке, то она должна быть тёмных оттенков, рельефной, шестиугольной или квадратной формы, с абстрактным или растительным орнаментом.

готическая кухня

Потолок в готическом стиле

Потолок в интерьере готической кухни преимущественно высокий. На потолке в готическом стиле можно создать эффект кирпичной или каменной кладки, декоративные своды, использовать тёмные деревянные балки. Также готический потолок можно украшать лепниной, ажурными, готическими орнаментами и рисунками. Освещение на кухне в готическом стиле осуществляется с помощью большой кованой люстры подвешенной на цепях, с эффектом свечей вместо ламп или витражными вставками и стилизованными светильниками и канделябрами.

Стены в готическом стиле

Стены в интерьере готической кухни могут быть неоднородными, то есть одну стену можно оформить в виде каменной или кирпичной кладки, а другие расписать или оклеить обоями с орнаментами и узорами в готическом стиле. Характерные для средневекового готического стиля мотивы и узоры это трифоль – так называемый трилистник, узор из четырёх лепестков, готическая роза, геральдический мотивы, родовые гербы, королевские регалии, мистические животные, такие как драконы. Также стены в готическом стиле можно декорировать резными дубовыми панелями, буазери. Кухонный фартук можно выложить мозаикой с характерных рисунком.

Мебель в готическом стиле

Мебель на кухне в готическом стиле тяжёлая, массивная, устремлённая вверх, изготовленная из тёмного дерева. На мебели могут присутствовать железные или бронзовые вставки, кованые элементы. Спинки стульев высокие, резные, имитирующие архитектурные детали средневековых замков и соборов. Стол просторный, большой, деревянный. Также на готической кухне могут присутствовать стилизованные скамьи, сундуки, которые можно использовать в качестве стульев. Навесные шкафы на готической кухне могут быть глухими или со стеклом, украшены витражами или рамками стрельчатой формы.

готический стиль в интерьере кухни

Для оформления кухни в готическом стиле в качестве декора и аксессуаров можно использовать рыцарскую атрибутику – доспехи, мечи, гербы. Также отлично будут смотреться каменные и деревянные резные детали, так как резьба по дереву и камню была довольно распространена в эпоху средневековья.

Англия: украшенная готика

Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг. Как видно из названия, для этого стиля в целом характерно обилие украшений и декоративной структуры. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Некоторые из них — С большими и высокими витражами, другие сходны с раннеанглийской готикой в своей сдержанности и строгости. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый — и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.

Башня. Блоксем

Эта башня — характерный пример украшенной готики. Она завершается острым шпилем, имеет диагонально расположенные угловые башенки и обилие резного декора.

Угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками — пинаклями и декоративным фиалом в виде резного шпиля. Детали, характерные для украшенной готики.

Консольным карнизом называют выступающие каменные блоки, или консоли, поддерживающие вышерасположенную кладку. В данном случае такой карниз богато декорирован сложным орнаментом.

Элинор-Кросс. Нортгемптон

Одно из наиболее ранних произведений украшенной готики — часовня с крестом, в Нортгемптоне, построенная в 1290-е гг. на пути, по которому везли тело жены Эдуарда Элеоноры Кастильской.

Оценка и влияние готики

Домский Собор в Милане

Восприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.

Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».

Видео — урок:

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.

Характерные особенности интерьеров готических кухонь

За несколько столетий в готическом стиле сформировалось огромное количество уникальных элементов. В разные эпохи дизайнеры и декораторы использовали разные комбинации этих деталей для «конструирования» интерьеров. Из всего многообразия можно выделить следующие основные признаки и элементы, которые можно встретить в готической кухне или столовой:

  • Стрельчатые формы, как основной мотив дизайна. Это могут быть стрельчатые арки, порталы дверей, окна, орнаменты в мебели.
  • Потолки со сложным оформлением, особенно если интерьер специально стилизован под старину. Вариантов исполнения потолков много – это могут быть и сводчатые потолки, и кессонные, и балочные потолки с разнообразными орнаментами.
  • Орнаменты, образованные за счёт пересечения секторов окружностей, традиционный готический орнамент – масверк, но есть и другие.
  • Большие окна и витражи ещё один признак, ярко выраженный в готических интерьерах. При этом, витражи также могут использоваться для настенных панно.
  • Мебель имеет огромное значение, деревянные предметы интерьера со сложной резьбой. Только наличие нескольких предметов мебели с характерными резными орнаментам, позволяет отнести весь интерьер к готическому.

Естественно, что не обязательно одновременное присутствия всех этих признаков, достаточно нескольких. Мы перечислили только список базовых элементов. Современные неоготические интерьеры предполагают большую степень свободы для дизайнера за счёт различных комбинаций классических элементов, а в готике их огромное количество.

В целом можно выделить два типа готических кухонь и столовых: 1) готические детали использованы в оформлении комнаты (стены, потолок, окна), а наполнение современное; 2) Готическая мебель наполняет обыкновенную простую комнату.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Дуомо, Милан

Архитектура. XXI век

Сегодня готический стиль стал историей, большая часть современных зданий несет в себе черты более лаконичных стилей. Моду диктуют хай-тек, неоклассика, конструктивизм, модерн, что особенно заметно в архитектуре крупных городских построек.

Эти стили оказали заметное влияние и на малоэтажное домостроение, однако частное загородное строительство намного больше открыто экспериментам, а заказчики – выражению собственной индивидуальности.

Это интересно: 152,Генрих Мореплаватель: кратко

Средневековые гостиные

В средние века готический стиль использовался, в основном, для строительства церквей, соборов и монастырей. Жилые постройки долгое время следовали традициям романского стиля. Было построено лишь несколько готических замков, которые считались новаторскими сооружениями своего времени. К сожалению, до наших дней дошло только несколько сооружений, в очень плохом состоянии.

Большой гостевой зал в Замке Жака Кёра, Франция, XV в.

Особняк Жака Кёра в Бурже (Франция) – крупнейшая из сохранившихся построек средневекового периода. Здание было возведено в XV веке.

Большой гостевой зал – главная комната в замке, как видно, до наших дней сохранились только общие очертания декора, судить об оформлении интерьера трудно. Тем не менее мы видим несколько характерных деталей: каменные барельефы на стенах в виде стрельчатых арок, также сохранились небольшие фрагменты настенных росписей. Комната занимает всю ширину здания и имеет большие прямоугольные окна, что необычно для готической постройки. Раньше оконные стёкла были полностью оформлены витражами, но они утрачены. В центре зала главное место занимает большой камин, по своей стилистике он относится скорее к романскому стилю. Потолок, также, выполнен в романском стиле – деревянные потолочные балки.

В целом, можно сказать, что в средневековый период романские интерьеры дополнялись готическими декоративными деталями (витражами и орнаментами).

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector